Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней

Марк Аврелий

Доабортное консультирование и глубинная психология

                                                                                                                                        

«Всё мне позволительно, но не всё полезно» 

 (Апостол Павел)                                   

 «Если вы не занимаетесь политикой, она займётся вами»

 (Бисмарк)  

Консультирование в ситуации репродуктивного выбора или психологическое консультирование в ситуации кризисной беременности – это  практическое психологическое консультирование женщин, намеренных искусственно добровольно, то есть по собственному желанию, прервать беременность. Прервать беременность или осуществить политкорректно называемый пресловутый репродуктивный выбор – это значит прервать зародившуюся жизнь нового человека, крошечного неродившегося ребёнка. Говоря проще, без лишней казуистики  – убить, без суда и следствия.       

Так как у данной статьи есть конкретная задача, я не буду особо останавливаться на этической стороне данного явления, поскольку сама семантика использованных в определении слов при здравом рассуждении вызывает недоумение и внутреннее сопротивление. Об этом только мною лично написано немало статей, не говоря о трудах соратников,  здравомыслящих людей, людей доброй воли вне временного контекста.       

 Данная аналитическая записка посвящена рассмотрению профессиональных особенностей консультирования по проблеме абортов и, соответственно, требований, предъявляемых к выбору рабочих инструментов консультантами и специалистами, его осуществляющими. Несмотря на относительную молодость данного направления психологического консультирования в нашей стране, накопленный практический опыт и теоретическая база знаний позволяют делать выводы о целесообразности и оправданности использования тех или иных методов и методик.        

Как ведущей, автору и тренеру обучающих курсов и семинаров по предабортному консультированию, нередко приходится отвечать на вопросы участников семинаров о методологии, возможности использования в работе того или иного направления психологии, психологического инструментария.     

Важно отметить, что консультирование по проблеме абортов – особенный вид консультирования, где к специалисту, помимо профессиональных требований, предъявляется необходимость обладания особыми личностными качествами. Таков феномен данного вида консультирования. Для консультирования по проблеме абортов приветствуется, а во многих медицинских учреждениях требуется, образование клинического психолога, психотерапевта, врача. Но, поскольку наши клиенты не являются пациентами в прямом смысле этого слова, требующими лечения и психотерапевтической либо медицинской помощи, то и коллеги – «обычные» психологи с опытом работы, отлично справляются с задачами консультирования в ситуации репродуктивного выбора. Так же успешно работают прошедшие подготовку педагоги-психологи, социальные психологи, а также социальные и медицинские работники. На приём к нам, как правило, приходят психически здоровые люди, по направлению конкретно на предабортное консультирование, без какого бы то ни было самостоятельного запроса, вовсе не намеренные лечиться. Проблемы у них другого порядка, скорее социально-психологического и этического.  Противоречий тут нет, ведь согласно нормативным документам, речь идёт об оказании социально-психологической или медико-социальной помощи. Каждый специалист находит свой стиль, использует свои навыки, реализует профессиональные предпочтения в выборе подходов, методов и методик. Однако есть принципиальные особенности и общие профессиональные требования, которыми руководствуются все консультанты вне зависимости от выбранного направления психологии, опыта и стиля работы с клиентами или пациентами.  Чем выше уровень подготовки консультанта, тем, безусловно, лучше. 

Основные направления психологии, такие как психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, отечественная психология, потому и являются классическими, что при  грамотном использовании и экологичном воздействии способны повысить эффективность работы консультанта. Вопрос в корректности применения того или иного направления, той или иной техники консультирования или метода психотерапии именно в предабортном консультировании. В предабортном консультировании мы имеем дело конкретно с психологическим консультированием, частично с психологической диагностикой и в какой-то степени с психокоррекцией. С диагностикой -  в смысле контроля эмоционального состояния либо, например, социометрии. С коррекцией - в смысле коррекции эмоционального состояния, настроения пациентки, снижения уровня тревожности, повышения уровня оптимизма, естественным образом в той или иной степени происходящих в ходе беседы. Так как психокоррекционное воздействие - это прежде всего попытка изменить отношение  пациентки(клиентки) к себе, к собственному поведению, к ситуации,  то и изменение намерения избавиться от ребёнка,  облегчение восприятия  жизненной ситуации, возможное новое решение возникших проблем происходит именно как следствие этого изменения.  В процессе консультирования естественно, в той или иной степени,  имплицитно происходит и психотерапевтическое воздействие, но, в отличие от психологического консультирования, оно имеет свои показания и противопоказания. Требует другой подготовки и времени. Кроме того, требует особого уровня образования, компетентности и осознанности специалиста, его оказывающего.   

Перефразируя известное выражение: «Как бы мы ни старались быть хорошими родителями, нашим детям все равно будет о чём рассказать своему психотерапевту…", отмечу, что «как бы мы ни старались быть хорошими консультантами, нашим пациенткам, добровольно идущим на аборт,  все равно будет трудно изменить решение». Потому что для этого нужно измениться самим. Для изменений нужны способность измениться, желание, время. В наших руках только время беседы, всё остальное за женщиной. Предлагаемой продолжительности консультации и «времени тишины», которые уже сами по себе и безусловно есть большое достижение, в большинстве случаев всё равно недостаточно [ст.56, Федеральный закон 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20.10.2020 г. № 1130н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПРОФИЛЮ "АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)", ст. IX, п.97 «Оказание медицинской помощи женщинам при искусственном прерывании беременности». Ред. в ноябре 2020 г., до этого был приказ № 572н].     

Время тишины, согласно нормативным документам, установлено от 48 часов до 7 дней. Даже за это время подавляющее большинство женщин (95-85%) не способны осознать важность конкретной ситуации беременности и её исхода в перспективе всей своей жизни. Уже не говоря о том, что 45-60 минут продолжительности предабортной консультации чаще всего тем более не хватает. Женщина в любом случае самостоятельно принимает решение. Счастливые исключения бывают и, собственно, ради них и ведётся данная деятельность. Средняя по стране эффективность доабортного консультирования в пределах 7-15%, но бывает и выше. Каждая спасённая детская жизнь имеет значение, как и сохранённое душевное и физическое здоровье каждой женщины. Не бывает безопасных абортов. О профилактике последующих прерываний мы сейчас речи не ведём, это подразумевается. И речь не о контрацепции, естественно. Контрацепция не снижает число абортов, но снижает рождаемость, формирует абортивное мышление, ведёт к бесплодию. Что отлично иллюстрирует опыт европейских стран.   

Мы говорим о методах, корректных и возможных для применения в краткосрочном кризисном предабортном консультировании.    

Основной целью психологической помощи в ситуации репродуктивного выбора является создание безопасных условий для осознания женщиной истинных мотивов прерывания беременности и, как следствие, сохранения беременности, возможности сделать правильный выбор в пользу жизни и любви. Основной задачей, соответственно, является повышение осознанности, осмысленности выбора. Как следствие, с помощью психолога или без, приходит (если приходит) новое видение ситуации, расширение границ восприятия, поиск внутренних и внешних ресурсов, пробуждение материнских чувств.  

Какими методами, какими приёмами должен пользоваться психолог, чтобы экологично достичь или попытаться достичь целей и задач консультирования? Опытный специалист, как правило, работает в мультимодальном подходе, поскольку вид экстренного и, можно даже сказать, экстремального консультирования без запроса требует от консультанта мастерства коммуникативности и больших интеллектуальных затрат.    

В каком бы направлении или подходе психолог ни работал, по умолчанию, наша пациентка должна быть в состоянии полного сознания, осмысления и понимания происходящего. Или, как минимум, самоощущения и самоопределения «здесь и сейчас». Осознанность необходима по определению, так как женщина, идущая на аборт, самостоятельно, без какого-либо давления совершает выбор, возможно, самый главный и единственный,  - духовный выбор между добром и злом, между голосом совести и самоуспокоением, экзистенциальный выбор между жизнью и смертью,  между «трудным» счастьем и вероятным несчастьем. Она сознательно намеревается нанести вред собственному телу и здоровью, сколько бы ни пыталась убедить сама себя в «безопасности» аборта.      

В различных психотерапевтических школах и подходах существенно расходятся представления о том, что и как должен делать профессионал, для того чтобы ситуация клиента действительно изменилась. Так, например, в системной семейной терапии клиентам могут даваться развернутые предписания того, что и как им необходимо делать, в психоанализе же, напротив, психотерапевт никогда не заведет речи о том, что поведение пациента должно измениться, пока пациент сам не начнет рассказывать об уже происходящих в его жизни изменениях [Gurman A, Kniskern D., 1981; Shafer R., 1983].  

Однако подобная вариативность -  удел психотерапии, краткосрочное же консультирование в этом плане более однозначно: клиенту следует помочь как-то изменить свою ситуацию, но при этом не стоит стремиться к каким-то значительным результатам и следует опираться прежде всего на то, насколько готов к изменениям сам клиент [«Индивидуальное и семейное психологическое консультирование», Алёшина Ю.Е., стр.23].        

В контексте данной статьи очевидно, что для применения глубинных методов психотерапии ограниченного времени одной, как правило, встречи недостаточно. Под глубинными понимается ряд направлений в психологии, ориентированных преимущественно на наблюдение бессознательных психических процессов. К глубинной психологии относятся: Психоанализ (З. Фрейд), Аналитическая психология (К. Г. Юнг), Индивидуальная психология (А. Адлер), Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан и другие), очень популярный среди современных психологов метод Кататимного переживания образов, Кататимно-имагинативный метод, или Символдрама. В качестве доказательной базы и аргументации доводов, обратимся к классике – трудам известного немецкого психотерапевта, основателя метода Cимволдрамы,  Ханскарла Лёйнера. 

 [Кататимное переживание образов (КПО) - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, кататимно-имагинативной психотерапии (КИП), известный также как «метод сновидений наяву» или «символдрама»]. 

«Метод Кататимного переживания образов оказался клинически-эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности... Психотерапевтический спектр данного метода базируется на раскрытии бессознательных конфликтов, распространяется на области творческого развития и удовлетворения архаических потребностей. Способствуя переживаниям пациента, метод оказывает глубокое психотерапевтическое воздействие. Применение его поэтому неиндифферентно» [от авт., чувствительно, действенно].

 ... «Для изучения и освоения Кататимного переживания образов необходимо иметь базовые знания по общей глубинной психологии и дополнительно - в области медицинской психологии. Врачам при этом следует ориентироваться на тот уровень знаний и клинического опыта, который требуется для сдачи экзамена по специальности “психотерапия”, а психологи должны аналогично ориентироваться на экзамен на квалификацию клинического психолога. В техническом плане кандидату, изучающему метод Кататимного переживания образов, необходимо освоить методы психического расслабления, а также аутотренинг». 

«Важное практическое значение имеет вопрос, как следует начинать психотерапию при помощи КПО. За несколько часов психотерапевт собрал глубинно-психологический анализ. Теперь перед ним встает проблема, как от этого психотерапевту следует на невербальном уровне имагинаций перейти к технике сновидений наяву. Неопытного психотерапевта, а тем самым также и пациента это ставит в сложное положение. Здесь хорошо себя зарекомендовал простой, но эффективный тест. Он дает психотерапевту первое и в то же время ненавязанное представление о способности пациента реализовать символдраму. Именно непредвзятость и спонтанность облегчает переход от вербального к образному уровню. Тем самым образуются точки соприкосновения для введения техники сновидений наяву. В чем заключается этот тест? В конце второго или третьего сеанса по сбору данных анамнеза я говорю пациенту, что мне хотелось бы провести с ним небольшой простенький тест. Я прошу его устроиться в кресле, в котором он сейчас сидит, как можно более удобно и свободно, как будто ему хотелось бы немного отдохнуть. Он мог бы вытянуть ноги, свободно положить руки на подлокотники, а голову положить на спинку кресла. Я жду некоторое время, пока он устроится как следует, и прошу его закрыть глаза...  

... Часто на первый взгляд возникает впечатление, что Кататимное переживание образов - это относительно легкий для освоения метод. Но чем больше клинического опыта приобретает обучающийся, тем больше он вынужден убеждаться, что психотерапия по методу КПО связана с рядом важных условий... 

...Наряду с излагаемыми в этой книге когнитивными знаниями, необходимая для использования КПО квалификация может быть приобретена только через большой практический опыт и самопознание в ходе прохождения учебной психотерапии по методу КПО в качестве пациента. В Германии и за ее пределами это дается на семинарах по повышению квалификации. При этом особенно важно, чтобы проходящий обучение кандидат сам провел определенное количество курсов психотерапии под регулярным контролем супервизора. Это нужно прежде всего для того, чтобы познакомиться с протеканием терапевтических процессов [см. Приложение II, с. 223]. 

... Одно из самых частых недоразумений при изучении психотерапевтического метода возникает из-за того, что участники семинаров думают, будто успешное проведение психотерапии непосредственно зависит от знания метода. Стоит якобы только изучить метод, чтобы уже скоро они могли проводить психотерапевтические опыты. При этом не замечают, что КПО вплетено в массу психологических и психопатологических установок восприятия. Они основываются не только на описанном выше собственном опыте прохождения и проведения психотерапии, но и на накоплении солидных клинических знаний о различных психических, невротических и психосоматических нарушениях и их симптомах, которые невозможно понять, исходя только из их клинической картины. В гораздо большей степени начинающий психотерапевт должен обладать глубокими знаниями и пониманием движущих сил и обстоятельств бессознательной психодинамики личности и ее концепций. Эти знания соответствуют общей и специальной теории неврозов и психосоматических заболеваний. Основы этих знаний необходимы уже для сбора данных глубинно-психологического анамнеза и для компетентного ведения беседы до и во время терапии» [Лёйнер, Ханскарл: Кататимное переживание образов: Основная ступень; Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву; Семинар: Пер. с нем. - М.: Эйдос, 1996. - 253 с., схемы. © 1970 1989 Georg Thieme Verlag, Штутгарт•Нью-Йорк. 4-ое новое, переработанное и расширенное издание. © 1995  Издательство  “Эйдос”,  Москва.  ЛР № 050013 от 18 июля 1991 г. ©  Перевод с немецкого Я.Л. Обухова  Редактор Т.Ф.Сажина].  

Даже из той небольшой части приведённых выше выдержек из трудов основателя метода символдрамы очевидно, что применение данного метода, как и других методов глубинной психологии, методически и практически требует обоснованных показаний и ответственности, а также не может быть рекомендовано для краткосрочного доабортного консультирования по нескольким нижеприведённым причинам: 

1. Требует специальной квалификации и подготовки специалиста -психотерапевта. От него требуются солидные клинические знания о различных психических, невротических и психосоматических нарушениях и их симптомах, которые невозможно понять, исходя только из их клинической картины. 

2. В гораздо большей степени начинающий психотерапевт должен обладать глубокими знаниями и пониманием движущих сил и обстоятельств бессознательной психодинамики личности и ее концепций, чтобы не навредить. 

3. Психотерапевт - это либо врач с обязательной квалификацией «психотерапия», либо, допустимо, психолог с квалификацией медицинского /клинического психолога с обязательным наличием практического опыта  и самопознания в ходе собственного прохождения учебной психотерапии по методу КПО в качестве пациента.  

4. Временной фактор. Необходим глубинно-психологический анализ психотерапевтом личности пациента, а это, как правило, несколько часов для сбора информации, то есть не один, а как минимум несколько сеансов.   

5. Пациент/клиент должен быть готов к данному виду психотерапевтического воздействия, должен быть осведомлён о предстоящей процедуре и возможных результатах и последствиях.   

6. Пациент/клиент должен дать своё на них согласие.   

Соответственно, учитывая основную специфику доабортного консультирования (ДАК): ограниченное время приёма (45-60 минут), как правило, единственная встреча (консультация), немотивированность клиента (по необходимости и направлению от врача акушера-гинеколога), данные методы воздействия на психику и сферу бессознательных процессов и состояний человека  противопоказаны при краткосрочном консультировании в ситуации репродуктивного выбора. Эффективность глубинных методик в части возможной результативности ДАК также не верифицирована.

P.S. 

Мы рассмотрели чисто методический аспект, но есть ещё духовный, более высокого ранга и порядка. При оказании любой психологической помощи речь всегда идёт о душах людей, беЗценных и беЗсмертных. 

О душе женщины, намеренной прервать беременность, совершить непоправимое.

О душе ребёнка, жизнь которого хотят прервать, то есть убить. 

И о душе самого консультанта, психолога или психотерапевта. 

Методики, основанные на осознанном подходе, на полноправном участии в процессе беседы людей,  личностей, не вызывают сомнений. Вопрос лишь в согласованности и компетентности сторон. 

И совсем другое дело, когда психолог вводит пациентку(или пациента) в мир «кататимно-имагинативный», что в переводе означает образный, воображаемый, символический мир бессознательного, магического, по сути мистического и непредсказуемого. 

И осознаёт ли он как специалист, достаточно ли у него профессиональных знаний и жизненного опыта, духовно-нравственной, скажем так, осведомлённости,  чтобы разобраться самому, куда и зачем он приглашает другого человека, даже двух (беременную женщину с ребёнком внутри) в момент стрессовой ситуации репродуктивного выбора?  

Туда, где точно Свет, Добро, Бог?  

Или туда, где действуют другие силы? Они точно не навредят?

Именно психолог несёт ответственность за такой выбор.                                               

Стоит задуматься, уважаемые коллеги.

© Е.Ю. Шабалина                          Ноябрь, 2019 г. (ред. 2023г.)

 Статья на стр. в ВК  АНО ЦПТСЦ "Академия семьи"