Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней

Марк Аврелий

Роль медицинских работников в проблеме репродуктивного выбора пациенток

Жаркин Николай Александрович, врач акушер-гинеколог, профессор ВолгГМУ

Сразу хочу сделать добавление к своему выступлению и отметить, что перинатальная психология — это не психология беременной женщины. Это психология нерождённого ребёнка. К большому сожалению, современные научные методы не позволяют доказать, что у ребёнка есть психика. Но у него есть элементы осознанного поведения. И об этом мне тоже хотелось бы рассказать.

Общество, медицина, женщина

«Репродуктивное здоровье – это способность нации к воспроизводству», — говорит профессор И. В. Силуянова. И я должен сказать, что связанный с этим кризис, который мы испытываем, возник не в 90-х. Он возник примерно в начале прошлого века. С тех пор не было периода воспроизводства. Производство населения было, а воспроизводства не было. И в этом повинны все участники репродуктивного процесса: и общество, и медицина, и само население.

Что касается общества, мы все слышим о материнстве, о поддержке рождения. Но с другой стороны, общество юридически узаконило аборт и экономически это поддерживает. Это противоречие до сих пор не решено, и оно является колоссальным тормозом решения демографической проблемы.

Что касается медицины, то врачи акушеры-гинекологи играют существенную роль в реализации желаний и планов женщин относительно их репродуктивного здоровья. С одной стороны, мы обязаны работать и не навредить — как сказала наша польская коллега, работать в пользу пациента. Но с другой стороны, аборт делают акушеры гинекологи, а не кто-либо другой. И это наносит колоссальный вред духовно-нравственной составляющей врачебной профессии. Именно акушеров-гинекологов – не других специальностей. В этом профессиональное упущение, которое может приводить к тяжёлым последствиям. Но важнейшая роль здесь принадлежит женщине. Она рожает, и вынашивает, и кормит молоком-собою, потому чмо это ткань тела, как и кровь. А с другой стороны, у неё есть право выбора, которым она нередко пользуется. И на протяжении последних десятилетий мы наблюдаем очень агрессивное отношение женщин к своей репродуктивной функции и к своему репродуктивному здоровью. Обратите внимание, как много пунктов агрессивного репродуктивного поведения мы наблюдаем сейчас. Это и добрачные отношения, и длительная контрацепция перед первыми родами. Я своим студентам всегда говорю, что значит половая жизнь до рождения ребёнка. Ведь каждое половое сношение для организма является стимулом, несёт информацию о возможном наступлении беременности. Когда это возможное наступление обрывается искусственно, возникает условный рефлекс. Он и является причиной психологического бесплодия, которое мы часто наблюдаем у женщин возрастных.

Ребёнок не хочет приходить в наш мир

Меня, как акушера-гинеколога, очень волнует вопрос выбора способа родоразрешения. В настоящее время процент кесаревых сечений зашкаливает. Но вернёмся к перинатальной психологии. Обратите внимание, как изменились некоторые акушерские показатели за 70-80 лет после того, как стало возможным их регистрировать. В учебнике профессора Гентера отмечается, что обвитие пуповиной встречается примерно в 13-14% случаев. А за 2017 год в одном только нашем роддоме 44%. Почти половина детей таким образом проявляет своё нежелание родиться. Вот она перинатальная психология. А почему? Потому что они самый важный период своего формирования, когда закладывается фундамент личности, переживают в неблагоприятных условиях.

Tазовое предлежание увеличилось почти в 2 раза. В начале 90-х годов у нас была защищена кандидатская ситуация, посвящённая естественному повороту плода с тазового предлежания на головку. Tогда процент тазовых предлежаний составлял 3%, сейчас – 4, 5%. Это о чём говорит? О том, что ребёнок, поворачивается к миру соответствующим местом, выражая своё нежелание появиться в этой агрессивной для него среде. А кто этот мир для него создаёт? Конечно, мама.

О времена…

Мы говорим о счастливом детстве, о больших возможностях, о просвещении и образовании. Но к чему приводит отсутствие запретов? Вот статистика, между прочим взятая и по России и по Беларуси, – это средние цифры. Я нашёл в интернете сведения социальных служб обоих государств.

Доля абортов среди девушек до 19 лет, хотя и снижается, но она есть. Каждый 5-й подросток употребляет спиртные напитки. Начало табакокурения -10 лет…

Это и есть результаты нашей свободы и просвещения? Средний возраст сексуального дебюта — 14,5 лет. Наша сотрудница, клинический ординатор, подрабатывает детским гинекологом в крупном промышленном районе нашего города. Она пришла в ужас, обнаружив, что 90% старшеклассниц уже не девственницы. Феномен целомудрия нашего народа во время войны поразил немцев. «Tакой народ невозможно победить», — говорили они. А что сейчас?

В Беларуси 26 лет, а в Волгоградской области 29 лет – время репродуктивного дебюта. За этот период ,пользуясь контрацепцией или имея аборты, женщина приобретает огромное количество и гинекологических и других заболеваний, которые существенно снижают её репродуктивный потенциал. Отсюда такое огромное количество самопроизвольных абортов и не развивающихся беременностей. Конечно, в возрасте когда женщина могла бы уже иметь 4-5 детей, она уже не станет многодетной матерью. Мы не сможем реализовать свои демографические возможности.

Где выход?

Известное выражение апостола Павла о том, что женщина спасётся чадородием, не означает, что она родит и этим обеспечит себе спасение. Нет, она ещё должна передать свою любовь ребёнку, и только тогда сможет спастись.

Нравственные традиции русского народа основаны несколько на других принципах , нежели те, о которых мы сегодня говорим. И в первую очередь, это определённые ограничения для девушек и ребят. Воспитание детей в запретах позволяет им в будущем реализовать свою репродуктивную функцию по воспроизводству населения. Я хочу обратить внимание на то, что работа с женщиной в кризисной ситуации, конечно, велика, но это не тот контингент, который может стать многодетными матерями. Нужно стараться , чтобы первый родовой дебют был счастливым именно у здоровых женщин. И тогда у них будет желание больше рожать.

 У нас на кафедре акушерства и гинекологии есть свой опыт (мы этими исследованиями занимаемся уже более 25 лет, параллельно с профессором Коваленко и другими психологами). И вот мы увидели, что если первые роды (или даже вторые, но самостоятельные после первых, разрешившимися через Кесарево сечение), заканчиваются счастливо, она потом становится многодетной матерью.

Мы стараемся работать именно с таким контингентом женщин, не выбирая верующие они или нет. Это не важно. Мы стараемся помочь женщине сформировать чувство материнства. Время беременности — это самое благоприятное время для такой работы. Женщина вдохновлена ребёнком и в этот период находится под контролем медицинских учреждений, что позволяет с ней контролем контактировать. Опыт работы позволил нам сформировать два очень важных кластера, которые необходимо применять в этой работе. Первый — это духовно-нравственное наполнение. И это самое главное. Никакая экономическая политика не решит вопросов деторождения, если не будет нравственного стремления к этому. Поэтому мы ставим это на первое место. Во-вторых, мы считаем, что в триаде женщина-врач-ребёнок главный всё-таки ребёнок. Ради этого и начинается весь этот сыр-бор. И в связи с этим, если говорить о родах как о чуде, то это прежде всего чудо появления на свет ребёнка, а не чудо превращения женщины в мать, хотя это тоже, безусловно, очень важно.

Учиться быть мамой…

Ну, и, наконец, очень важны медико-биологические аспекты, которые касаются научения практики материнства. Сейчас современной молодёжи это просто необходимо. И сейчас этой практики нет. А то, что они могут почерпнуть из соцсетей – это, как правило, негативная информация, которая вредит практике материнства. Мы стараемся только на положительных примерах показать счастье рождения ребёнка, и это всегда удаётся.

Итак, возрождение традиционных ценностей, укрепление семьи, подготовка к родительству, в первую очередь в молодёжной среде, -это единственный путь улучшения демографической ситуации в нашей стране. 

https://www.pro-life.by/vystuplenija/zharkin-n-a-rol-medicinskih-rabotnikov-v-probleme-reproduktivnogo-vybora-pacientok/